в чём разница и их специфика?
Каждая диссертация, курсовая и дипломная работа, и даже научная статья должны строиться на точном определении своего объекта и предмета исследования. Непонимание их отличий – это самая распространённая и частая ошибка у студентов (а иногда и среди соискателей научной степени). На защите комиссия в первую очередь смотрит на умение автора чётко разграничивать понятия «объекта» и «предмета», что отражает грамотность и профессиональную компетентность самой работы.
С одной стороны, эти понятия имеют определённую связь, т.к. показывают общий путь и направление для научных поисков. Но разницу можно определить просто и очень конкретно. Объект – это то, что изучается, это теоретическое поле исследования. А предмет – это некоторая часть, или свойство исследуемого объекта.
Объект исследования
Следует помнить, что объект всегда охватывает более широкую область и легче определяется, чем предмет. Объект исследования — это всегда та область научного познания, из которой будут позже поставлены более мелкие задачи. Объектами чаще всего выступают какие-либо предметы, явления и процессы материального мира. Также это могут быть какие-то феномены, сам человек или даже слова. У объекта много сторон, свойств и аспектов для изучения. Объект существует в материальном мире и никак не зависит от сознания исследователя (то есть субъекта).
Предмет исследования
Предмет уточняет и конкретизирует объект. Он отражает и указывает на одну из конкретных сторон, качеств, свойств, вопросов или проблему изучаемого объекта. Предмет всегда существует в рамках объекта и уточняет интересы автора в выбранной научной сфере. Предметом исследования являются некоторые аспекты, признаки, закономерности, свойства, зависимости, отношения внутри объекта, новые условия его существования. Предмет призван ответить на вопрос: «Что конкретно исследуется?». Хотя предмет и связан тесным образом с общей темой, но его при этом нельзя дублировать.
Предмет и объект исследования: в чём разница
Корректное определение объекта и предмета начинается с выявления области, а затем некоторого аспекта исходя из поставленной цели.
Вот некоторые примеры из разных дисциплин:
- например, объектом в медицинских дисциплинах могут быть ткани, сухожилия, нервная система и т.п.; предметом здесь может быть влияние алкоголя на работу ЦНС, или специфика восприятия цветов дальтониками, или воздействие смартфонов на организм и т.п.;
- в микроэкономике в качестве объекта чаще всего выступает экономическая деятельность отдельных индивидов. А в качестве предмета могут быть экономические отношения внутри какой-то фокус-группы, финансовые предпочтения людей в условиях экономического кризиса;
- в физике объектом может быть плазменные процессы, а предметом – плазменные процессы в наноструктурах;
- в информатике объект — системы, а предметом – какое-либо программное обеспечение;
- в микробиологии объект – микроорганизмы, предмет – новые способы размножения этих микроорганизмов;
- в психологии объект – психические состояния, предмет – стратегии преодоления конфликтных ситуаций.
Для аспирантов лучше всего формулировать объект и предмет, ориентируясь на паспорт специальности в каталоге ВАК. Предмет может практически в точности повторять тему работы. Объект не так плотно связан с темой, т.к. он охватывает более широкую сферу, которую возможно рассмотреть с разных сторон. Объект – первичен, предмет (как часть) – вторичен. И ещё – для описания объекта может быть достаточно и двух и трёх слов, а для описания предмета нужна подробная и расширенная характеристика.
open-resource.ru
Отличие объекта и предмета исследования
Во время написания письменных работ, студентом четко соблюдается ряд правил. Это структура работы, ее оформление, содержание. И, если с целями и задачами более или менее становится ясно, благодаря большому количеству информации, то у студента нередко возникает вопрос в формулировках таких двух понятий, как «объект исследования» и «предмет исследования».
Членов комиссии по большей мере интересует формальная сторона вопроса. Нередко негласным, а порой гласным заданием для студента становится выбрать конкретный объект для мониторинга и, опираясь на него, сформулировать предмет мониторинга. При этом руководство вуза, предоставляя методические инструкции, дает в них научное объяснение этим двум терминам. Кроме методичек существуют и государственные нормативы, в которых научным языком описаны два понятия.
Определения двух понятий
Следуя этим определениям, под объектом мониторинга подразумевается явление, проявляющее свое действия независимо от хода исследований студента. Предметом мониторинга является лишь часть от всего объекта. Однако предмет мониторинга может нести практическое и теоретическое значение для исследования.
Как правило, объект состоит из нескольких предметов, но большинство студентов совершают ошибку и рассматривают только один вид предмета. В итоге получается необъективная оценка всему объекту в целом. Для рассмотрения объекта необходимо предпринять ряд действий. Эти шаги станут предметами исследований.
Объектом принято обозначать то, что студент будет изучать. Это может быть организация либо исследование каких-либо социальных или психологических отношений. Имея на руках тему, а значит и цель, студенту необходимо найти объект для мониторинга.
Это можно сделать посредством изучения информационных и литературных источников. Данный процесс необходим для того, чтобы четко понять, соответствует ли найденный объект изучаемой науке. Изучая тему на примере конкретной организации, порой невозможно охватить всю сферу деятельности в целом. На этом этапе в свете появляется предмет исследования, например, какой-либо отдел.
1. В дипломной работе функциональным назначением предмета служит изучение свойств, узконаправленных характеристик, его многогранностей. Более четко это модно объяснить на отдельном примере. Изучая управление отелем, предметом его мониторинга становится отдел кадров. Дается полная характеристика предмету (отделу), указываются положительные и отрицательные стороны его функционирования.
При этом деятельность отдела можно рассматривать с нескольких сторон. В начале работы дается общее определение, в расширенной форме и постепенно в процессе написания дипломного проекта оно сужается, но не уменьшается по объему.
2. При изучении конкретной сферы ведения бизнеса, которая и станет объектом мониторинга, а вот правовая основана, на которой эта сфера деятельности осуществляется, становится предметом мониторинга.
3. На примере другой организации изучаются социальные отношения. Организация – это объект мониторинга, а кадровый отдел, а именно отношения между сотрудниками станет предметом исследования.
Если не осознать эти два понятия «объект» и «предмет» полностью, то в конечном результате в дипломной работе будет некорректно озвучена тема, то есть цель, которой, казалось бы, удалось достичь, окажется не достигнутой. В лучшем случае тема будет раскрыта, но не до конца. Это становится основной причиной, когда при защите дипломного проекта, по ее окончанию, студент слышит от членов комиссии, тема раскрыта не в полном объеме и требует дополнительных доработок.
* Существует еще ряд нюансов, не учитывая которые можно потерпеть фиаско. Например, процесс исследования предмета должен происходить только в ограниченных рамках выбранного объекта мониторинга.
* Объект мониторинга отвечает на вопрос «Что изучать?». Предмет мониторинга отвечает на вопросы: «Как проводить исследования?», «С чем связать данный процесс?», «Какие стороны изучаемого объекта станут интересными?» и так далее.
* Считается грубой ошибкой и даже нарушением, отсутствие логической мысли между предметом и объектом мониторинга.
* Кроме того, очень значимым моментом выступает актуальность исследуемых в равной степени и предметов и объекта. Их изучение должно быть интересным и обладать, как минимум толикой новизны. Потому не следует выбирать в качестве цели для дипломной работы тему, которая уже известна всем давно и является чуть ли не аксиомой. Рассчитывать на хорошую оценку в этом случае, студент не придется, даже несмотря на полное раскрытие темы.
* Члены комиссии знают о каверзности этих двух понятий и чаще всего вопросы, которые следуют после монолога будущего дипломника, касаются именно предметов, объекта, ну иногда целей и задач.
В случае возникновения вопросов по дипломной работе в целом и по отдельным моментам в частности, студент всегда имеет право обратиться за помощью к научному руководителю, который курирует весь процесс написания дипломного проекта.
prostudenta.ru
Объект и предмет исследования В чем их различие
Подскажите, что такое объект исследования в аналитическом отчете, а что такое предмет исследования там же?
Белоглазова Татьяна Аркадьевна
Аналитический отчёт представляет собой информацию о текущем состоянии дел, оценке сложившихся тенденций, перспектив развития. В аналитический отчет могут входить структурированные данные, таблицы, диаграммы, пояснительные записки, и т.д. Ведется
аналитическая отчетность не только для того, чтобы оценить текущую деятельность, но и оценить все возможные причины сложившейся ситуации, с целью прогнозирования всех возможных перспектив развития.
Полученная информация из аналитической отчетности может использоваться при создании схем управления сложившейся ситуацией.
Для составления аналитической отчетности могут применяться различные методы, характерные для проведения научных исследований. Зачастую используется метод исследования, при котором картина текущей ситуации делиться на составляющие. При составлении аналитической отчетности важную роль играют не только взаимосвязи между различными отдельными объектами, но и причинно-следственные связи, вызывающие исследуемые процессы.
Объектом исследования называют процесс, явление, которое порождает проблемную ситуацию, по которому проводиться исследование. Предметом исследования называют то, что помещено в рамках, в границах объекта. Получается так, что через изучение предмета исследования, познается объект, путем определения его наиболее значимых признаков. Аналитик сам определяет и объект и предмет исследования, равно как и цели и задачи исследования.
Многие считают объект и предмет исследования синонимами, бывают, конечно, такие ситуации, когда и объект и предмет исследования представляются практически равнозначными. Однако в самом начале исследования аналитик должен дать определение как предмету, так и объекту исследования, чтобы походу ведения аналитической работы постоянно держать их в поле своего внимания.
Для того, чтобы более доступно объяснить, чем же различаются предмет и объект исследования, можно рассмотреть несколько легких примеров. Так, например, если предметом нашего исследования будет поведение в экстремальных ситуациях, то объектом исследования станут люди, попавшие в них. Таким образом, изучая поведение людей, познается сам человек.
Или, например, предметом исследования станет эффективность использования средств на оплату труда, то объектом исследования станет сам фонд оплаты труда в частности и организация в целом. Задачи и цели исследований так же понятия различные. Так задачей в этой ситуации будет определение эффективности использования средств на оплату труда, то целью может стать, например, определение оптимальных объемов фонда оплаты труда.
Дополнительно по теме: www.zpu-journal.ru
Полезный совет?
Расскажите друзьям
www.domotvetov.ru